. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита).
. В средние века во-прос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм).
. В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. .
Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений.
. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция.А.Н. Леванюк
энциклопедия "Философия" |
Copyright © 2007 ·
О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»
· Реклама ·
|